Экспертное мнение – Марина Усенко

Марина Усенко, партнер, отдел гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield, Россия и СНГ, эксперт конкурса в номинации «Строительство гостиниц»:

«С точки зрения фундаментальных принципов ведения бизнеса многое, по словам участников рынка, «вернулось в 90-ые». С одной стороны, опыт выживания и перестройки бизнеса гостиниц, спровоцированный пандемией, подготовил отельеров ко многим сложностям текущего периода. Но между началом 2020 г. и 2022 г. есть и существенное отличие. Если два года назад основная проблема была в закрытии границ, карантинных мерах и ожидании чудодейственной вакцины, то сегодня это куда более фундаментальные причины, которые могут привести к полной смене парадигмы работы гостиниц в Российской Федерации. Под сменой парадигмы подразумевается полное импортозамещение всех возможных расходных материалов, продуктов и товаров, а также программного обеспечения.

С операционной точки зрения, после первоначального «шока» в феврале к середине марта гостиничный бизнес в Москве постепенно вернулся к ритмичной работе в новых предложенных условиях. По информации Cushman & Wakefield, средний уровень загрузки для московских отелей категорий «три-четыре звезды» в марте превысил планку в 55%, хотя произошло это за счет снижения тарифов (на 10-20% по сравнению с запланированными показателями средней цены на номер). Стратегия отелей «пять звезд», как ожидалось, осталась прежней – максимальное удержание тарифов за счет снижения загрузки. Назвать эту ситуацию «стабилизацией», конечно, вряд ли можно. Скорее, это первые проявления начала возврата рынка к работе после периода растерянности».