Кропотливая и тщательная работа с огромным количеством разностилевых и разносложных процессов

Победитель в номинации – Павильон Республики Казахстан на ВДНХ

Филипп Смирнов, заместитель председателя Комиссии по культуре и культурно-историческому наследию, главный редактор журнала «Московское наследие», эксперт конкурса в номинации «Реставрация и приспособление объекта культурного наследия для современного использования»:

«Судить в этом году было довольно сложно, потому что каждый объект уникален и находится в абсолютно разных локациях, и работа проектировщиков, реставраторов служит совершенно разным целям.
В результате реставрационных работ и приспособления объекта культурного наследия к современным условиям использования в центральном районе города появилась новая точка притяжения – усадьба Васильчиковых. Это музей, и музей интересный не только своей экспозицией, но еще и зданием, в котором располагается. Перед реставраторами стояла необходимость осуществить ремонтно-реставрационные работы с огромным количеством задач. От архивных изыскательских работ и восстановления фасадов до воссоздания интерьеров с имитацией мрамора, росписи, и лепного декора.

Второй объект – Особняк Морозова, архитектора Ф.О. Шехтеля. Здесь все немного проще, потому что он в реставрацию заходил не раз и не два и находится в распоряжении ГлавУПДК, поэтому за зданием следят. Но, тем не менее, так уж устроена агрессивная московская среда, что периодически необходимо работать с объектом, приводя его в правильное состояние. И здесь была сделана довольно интересная вещь – в результате архивных изысканий пришли к выводу относительно колористки фасада. Внесение изменений в колористический паспорт способствовало возвращению объекта к его исконному виду, каким его замыслил Федор Шехтель. То есть такой белый готический замок в Центральной части города, особняк, которым гордятся и регулярно показывают гостям.

Павильон Республики Казахстан – это объект совершенно фантастический, в том числе и потому что это один из старейших павильонов ВДНХ. Павильон был построен в 1937 году, в 1939 прошел первое преобразование, в 1940 – второе, затем после войны – третью реставрацию, в 1960-е годы четвертую. И так раз за разом каждое следующее преобразование этого здания приводило к тому, что первоначальные элементы утрачивались, и перед проектировщиками стояла сложнейшая задача – в результате натурных исследований и архивной работы прийти к пониманию того, что собственно мы воссоздаем.

Это кропотливая и тщательная работа, включающая в себя огромное количество разностилевых и разносложных процессов. Это работа со скульптурой, с изразцами, витражами, лепным декором. Плюс к этому архивная работа, а также сложность, с точки зрения нагрузки на объект. Потому что местоположение павильона предполагает очень большую проходимость и, следовательно, необходимо многое учесть, чтобы он не пришел в негодное состояние через какое-то время. Все это все выделяет павильон Республики Казахстан из сравниваемых объектов».